Каннибализм известен нам как явление, когда особи определенной группы поедают подобных себе. Такой процесс имеет место и в поисковой оптимизации, когда страницы сайта разные, а ключевики на них — одни и те же. Такая ситуация встречается нередко. Чем она чревата:
- Размытием релевантности. Рассмотрим сайт юридической компании. Здесь три разные страницы с одним и тем же запросом — «арбитражные споры». Он указан в title, description, h1. Более того, title и h1 идентичны на 3 страницах. На первой описывается услуга, на второй представлен информационный текст, на третьей — ответы на самые распространенные вопросы.
Как поведет себя робот на таком сайте? Он не сможет выбрать страницу, релевантную запросу, а значит, в выдачу с высокой вероятностью попадет не та, которая продвигается. Другой вариант — страницы в выдаче будут постоянно меняться, а такие «скачки» не обеспечат желаемый результат при продвижении.
- Потеря веса страниц. Оптимизация обеспечивает такое распределение внутренних ссылок, при котором все они будут вести на одну релевантную страницу. Это сделает ее более весомой, улучшит позиции в выдаче. Если ссылки направляют нас на несколько страниц, то вес распределяется между ними. Получается, что вы соперничаете не только с конкурентами, но и с собственным сайтом.
- Пересмотр поведенческих факторов. Вводя конкретный запрос, пользователь хочет найти то, что он ищет. Например, если ему нужны тапочки, то ожидает увидеть каталог с ними, а не статьи о том, как выбрать тапочки. Если же он видит просто информационную страницу, то уходит с сайта. Отказы негативно сказываются на поведенческих факторах.
Как распознать, что ваши ключевики стали «каннибалами»
«Симптомы»:
- частая смена релевантных страниц;
- часто меняющиеся позиции сайта;
- беспричинное снижение трафика.
Отслеживайте ситуацию при помощи специализированных сервисов вроде топвизор, allpositions.ru, чтобы максимально быстро выявить негативные изменения и предпринять меры.
Для наглядности выбираем «товары для дома» и отслеживаем частую смену релевантной страницы.
Как не допустить каннибализации КС
Общие рекомендации могут быть такими:
- грамотный подход к построению архитектуры сайта. Пользуйтесь «хлебными крошками» для лучшего понимания структуры ресурса;
- канонизация. Используйте атрибут rel="canonical" тега для того, чтобы уведомить поисковик о том, какая страница должна быть основной. При наличии на страницах разного контента поисковики могут проигнорировать rel="canonical";
- карта релевантности. Проводится анализ страниц на предмет «заточки» под конкретные запросы, удаляются ключи-дубликаты, вносятся правки в title, description, заголовки, сами тексты;
- 301-й редирект. При наличии большого количества второстепенных дублирующихся страниц может пригодиться такой метод: настраивают редирект с ненужных адресов на основную страницу, что приводит к повышению ее рейтинга.
Итоги
Рассмотренное нами явление — не редкость. Фильтр от поисковых систем вы не получите, но падение позиций в выдаче и потерю трафика — легко. Чтобы этого не случилось, мониторьте сайт по запросам основного СЯ на постоянной основе. Так вы оперативно выявите и устраните проблемы.