Задача поисковых систем — продвинуть в ТОП выдачи максимально релевантные ресурсы. Чем точнее страница сайта соответствует запросу пользователя, тем более она релевантна, а следовательно, и полезна? Нет, не всегда и поисковые алгоритмы только недавно начали с этим разбираться. Разбираем вместе с экспертом из агентства madmonks.ru, что значит польза сайта, при чем здесь SEO и как подход к поисковой оптимизации меняет интернет в глазах пользователей.
Спорим, вы хоть раз да ругали поисковую выдачу? Яндекс и Google часто размещают на первой странице сайты, которые не особо то и дают ответ на поисковый запрос. При конвейерном подходе приоритет отдается позициям и трафику — сайт оптимизируется так, чтобы занять место повыше и получить побольше визитов. Что будут делать пользователи на сайте, с какой целью они пришли и как это влияет на конверсии — уже не так и важно.
Продуктовый подход к SEO меняет парадигму оптимизации и нацеливается в первую очередь на пользу ресурса для конечных пользователей — целевой аудитории. Оптимизаторам не только важны количественные метрики: позиции в выдаче и объем трафика, все внимание уделяется смысловой релевантности. Задача продуктового подхода — сделать сайт так, чтобы полностью закрыть цель поиска, намерение пользователя, с которым он зашел в браузер. Иными словами, решить проблему, а не привлечь внимание — в этом концептуальная разница.
Продуктовый подход в SEO со своей спецификой работ подходит не всем. Продуктовая оптимизация сайтов очень требовательна к вовлеченности и ресурсам команды заказчика и подрядчика - в идеале любая здравая идея должна быть согласована со SEO специалистами еще на этапе задумки, а только потом внедрена или переработана. Постоянный цикл реализации полезных решений, как для бизнеса, так и для пользователя. Второй момент - доверие к экспертизе и поиск компромиссов, чтобы исключить случаи перетягивания одеяла, когда маркетолог заказчика считает нужным обвесить всю страницу красными кнопками заказа и формами, а оптимизатор требует разместить огромные тексты, потому что так нужно для высокого ранжирования.
Удалов Вадим, руководитель поискового направления MADMONKS.
Продуктовое SEO — создание ресурса, максимально полезного для конечного пользователя. Это сложнее и, как правило, дороже, но отличается от потокового конвейера, по которому сейчас работает большинство агентств на рынке.
Сравним конвейерный подход к оптимизации и продуктовое SEO.
Задача потокового подхода — провести базовый анализ сайта, чтобы снять стартовые метрики для отчета и затем подобрать заготовленную стратегию. Здесь не будет глубокой аналитики рынка или отдельных исследований — оптимизатор определит в каком состоянии сайт и что нужно сделать, чтобы получить рост позиций и трафика.
Отличия в продуктовом SEO проявляются уже на этапе первого аудита. SEO-специалист определяет что нужно сделать на сайте, чтобы он стал полноценным продуктом: был полезным для аудитории и конверсионным — для владельца. Это проявляется в деталях: заказчика выслушают, сориентируют, сразу отговорят от неэффективных решений, даже если бы это было более выгодно для агентства.
Потоковое SEO подразумевает использование готовой стратегии, откатанной на десятке других тематических проектов. Здесь нет уникальности, оригинальности: сайт будет оптимизирован по одному сценарию и удивительного результата ждать не стоит. Бюджет тратится — сайт вероятно занимает какие-то позиции и получает трафик, но конверсия и продажи оставляют желать лучшего.
Продуктовый подход — бизнес-ориентирован. Стратегия продвижения разрабатывается индивидуально и с учетом целей компании: нарастить присутствие в поиске, улучшить доверие аудитории, расширение бренда, усилить конверсии в конце концов. Ориентир в продуктовом SEO — финальный результат, а не сам путь к нему.
При конвейерном ведении оптимизатор прогоняет все сайты по наработанным чек-листам и редко заглядывает вглубь проекта в нерабочих инструкций агентства. Это формальный подход к работе, при котором проще упустить из виду что-то важное: например, во время технической оптимизации.
Бизнес-ориентированный подход здесь более внимателен к деталям и точно добьется большего профита. Здесь уже можно рассчитывать на глубокую проработку коммерческих и поведенческих факторов, при этом исключая вероятность накруток.
Конвейер всегда предполагает строгую автоматизацию. Агентства, работающие на потоке, берут объемом, накидывая на оптимизаторов и проджект-менеджеров по 30–50 сайтов. Отклоняться от скриптов и вникать в вопросы заказчика в таком формате нереально — вам вряд ли быстро ответят да и на не шаблонный ответ рассчитывать тоже не стоит.
При продуктовом подходе оптимизатор не может вести сразу много проектов — в каждый нужно хорошо вникать. Это отражается в рабочих процессах — продуктовое SEO делает ставку на качество, а не объем, поэтому у оптимизатора есть время чтобы вас выслушать, проконсультировать или скорректировать стратегию. И да, у конвейерных агентств вы вряд ли вообще добьетесь возможности пообщаться с SEO-специалистом.
Формально в конвейере нет страшных вещей, но есть отрыв от бизнес-задач конкретного проекта. Конвейер — это быстрое, шаблонное решение, массмаркет, чтобы было как для всех. Нужны позиции в выдаче и какой-то трафик — конвейер, нужны повышенные конверсии по целевым заявкам и лидам — дело уже продуктового подхода.
В будущем конвейерный подход полностью утратит свою эффективность и потребует адаптации — агентствам придется перестраивать чек-листы и скрипты оптимизации, вести десятки проектов на потоке станет невозможным. Цена на услуги продвижения вырастет, но вместе с ней улучшится интернет в целом — пользователи будут пользоваться более полезными сайтами, а бизнес — получать горячий, целевой трафик с высокой конверсией.
Если текущее положение сайта вас не устраивает, попробуйте продуктовый подход и оцените качество и рентабельность трафика. Продуктовое SEO позволяет добиться более сильных результатов для бизнеса и намного лучше показывает себя на дистанции, чем одноразовая оптимизация конвейерным методом.